признание права в пределах Российской Империи права на выморочный иностранный титул, принадлежавший непрямому предку или вообще другой ветви рода.
Это - не пожалование титула, и не утверждение в принадлежности к существующей иностранной титулованной фамилии. Речь идёт именно о титулах, которые за пределами России считались исчезнувшими.
Только что я обнаружил прецедент, в котором фигурирует весьма известная историческая фамилия.
Йохан Эберхард фон Беллинсгаузен (1604 + 1655), генерал-майор по кавалерии шведской службы, возведён в титул барона Шведского королевства 8 августа 1651 года (барон Беллингсгаузен аф Ильцен). Род был причислен к Рыцарским Домам Швеции и Эстляндии. Его внук, капитан Якоб Густав барон Беллингсгаузен, умер около 1711 года; это был последний представитель баронского семейства. С тех пор в Швеции такого титула не существует.
Спустя почти полтора века после пресечения баронской ветви, - в России дворянская фамилия фон Беллингсгаузен была признана в правах на баронский титул Шведского королевства определением Сената от 5 сентября 1855 года; Высочайшее утверждение - 20 декабря 1865 года. При этом российские Беллинсгаузены принадлежали к другой ветви, и в Швеции прав на титул не имели.
Ещё один прецедент, о котором я знаю уже давно - это Косинские, бароны Французской Империи. Михал Юзеф Косинский герба Рогаля (1773 + 1835), полковник войск Княжества Варшавского, адаптированный в том же чине по реестру французской службы; в Русской камании 1812 года - командир линейного полка дивизии Легиона Вистулы, которая действовала в составе Императорской Гвардии (корпус Молодой Гвардии). По указу Императора французов он получил диплом на титул барона (baron militaire) 11 ноября 1813 года. Первый барон Косинский был бездетен. По его прошению титул унаследовал племянник - Юзеф Ян (Иосиф Иосифович) Косинский герба Рогаля, полковник российской службы (позже генерал-лейтенант). Титул был признан по указу Правительствующего Сената от 21 августа 1836 года. Между тем, по статутам Первой Империи, правом на наследование титула обладал только старший сын барона, и если такового не было, род считался вымершим. В России же титул перешёл, во-первых, племяннику, никогда не бывшему ни в подданстве, ни в военной службе Франции, а во-вторых - распостранился, согласно российскому обычаю, на всех сыновей и дочерей второго барона Косинского.
Но к наследованию выморочных кавказских фамилий Сенат был почему-то беспощаден: практически всегда следовали отказы. Читал мемуары протоиерея Сидорова: он вскользь упомянул, что уже в 1916 году его бабушка - урождённая княжна Кавкасидзева, последняя из рода, - просила утвердить своего сына как князя Сидорова-Кавкасидзева. Но последовал отказ.
***
А теперь я позволю себе, в качестве темы для обсуждения, весьма рискованный дискурс.
Мне кажется, что данные прецеденты несут в себе некий потенциал - в наше время, когда перед потомками дворянских фамилий стоит, по сути, только одна задача (поглощающая все прочие направления деятельности): сохранение исторических фамилий уже не благодаря, как в XIX веке, а вопреки реалиям.
В данном случае выясняется, что российское законодательство в некоторых случаях ренобилитации было чрезвычайно либерально и даже революционно - в сравнении с европейским.
В какой-то степени это выглядит даже своего рода экспансией с позиций международного нобилитарного права: не только Император России, но и российский Сенат был вправе распоряжаться выморочным титулом другой страны, но, тем не менее, для законодательства Российской Империи этот акт остаётся неоспоримым. Тем паче примечательно, что Сенат по природе своей (в некоем идеале де-юре) - это общественная структура, которая может существовать как в режиме монархии, так и при республике.
Достаточно респектабельное и легитимно обоснованное сообщество потомков дворянских фамилий так или иначе невольно принимает на себя функции Департамента Герольдии имперского Сената. Это выразилось, в частности, и в терминологии, возникшей при попытках восстановления дворянских сообществ на изломе СССР-РФ в 1989 - 1991 годах: "департамент герольдии", "герольдмейстер". Я бы это определил как "постоянное сенатское совещание по вопросам Герольдии", как-то так. Думаю, включать нужно специалистов с прочной репутацией, - юристов, генеалогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий