Summi Ordinis Militaris Templum Sedis Sanctae Virginis Galiciae, Imperatores Orientis et Occidentis – Custodes Silentium Regiae

Суверенный Рыцарский Орден Храма Престола Пресвятой Девы Галиции, Императоров Востока и Запада – Хранители Королевского Молчания

Суверенний Лицарський Орден Храму Престолу Пресвятої Діви Галицької, Імператорів Сходу і Заходу - Охоронці Королівського Мовчання

Orden Soberana y Militar del Templo de Trono de la Santísima Virgen de Galicia, los emperadores de Oriente y Occidente - Guardianes del Silencio Real

Sovereign Military Order of Temple of Throne Blessed Virgin of Galicia, the Emperors of East and West – Guardians of the Royal Silence

"... В одній з герметичних орденських систем ХVІІІ ст. є таємний блукаючий ступінь ієрархії під назвою "Охоронець королівського мовчання". Королівське мовчання - знак невизначеності витоків Державності, Династії, Влади. Охоронець - дослідник і ревнитель того знаку, традиціоналіст. Початок державності України також огорнутий королівським мовчанням: обмаль фактів, суперечлива хронологія, міфологізовані політичною кон'юктурою події. Кожна спроба заступити на варту королівського мовчання України вартує уваги, бо ще Платон казав: визначення "життя" і "спогадів" конгруентні... можемо констатувати відрадний факт: на охорону Королівського мовчання України заступив новий вартовий. Будемо сподіватися, що втома і брама його не здолають"
(Єшкілєв В. Передмова // Четвер. - 1993. - № 4. Проект "Імперія". - С. 48).


пятница, 18 ноября 2022 г.

Владимир Качурин: Все что нужно знать про Орден Золотого руна

Орден Золотого руна (фр. Ordre de la Toison d’or, исп. Orden del Toisón de Oro, нем. Orden vom Goldenen Vlies, нидерл. Orde van het Gulden Vlies, лат. Aureum Vellus; Vellus yasonis) второе название «Знак Гидеона» (лат. Gedeonis signa) — рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Филипп VI, а австрийской — Карл фон Габсбург.

Знаком Ордена является изображение похищенного аргонавтами в Колхиде золотого руна, висящего на цепи из 28 звеньев.

Орден имеет следующие латинские девизы: «Pretium Laborum Non Vile» — «Награда не уступает заслуге (подвигу)», «Ante ferit quam flamma micet» — «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя».

«Non Aliud» — «Иного не желаю» (Я обладаю и иного не желаю) — девиз герцога Филиппа на обороте центрального звена (остался в австрийском варианте). По другим источникам, также вышивался на орденской мантии.

Почему Филипп выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, неизвестно. Согласно некоторым версиям, как знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д. Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал. Также рассказывают, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой, упавшей со спины златорунного барана (ср. с историей об учреждении английского Ордена Подвязки). У Жана Лафонтенавстречается другая версия: «Добившись благосклонности одной дамы, герцог Филипп Добрый так пленился её золотыми волосами, что основал в их честь Орден Золотого руна». По некоторым источникам, эту даму звали Мария Крумбругге.

Кроме того, следует учитывать трактовку образ золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».

Лучше задокументированы приложенные позднее к ордену библейские образы: канцлер ордена Жан Жермен, епископ Шалонский, обратил внимание герцога Филиппа на эпизод из Ветхого завета — шерсть, которую расстелил Гедеон и на которую выпала небесная роса в знак того, что он победит мадианитян (Суд. 6:36-40). Это позволило провести и библейские аналогии, когда знатоки мифологии вспомнили, что Язон, по сути, был вором. Таким образом Язоновское руно эволюционировало в символ тайны зачатия Девы Марии, а сам орден получил своё второе имя «Знак Гедеона». Следующий канцлер Гийом Филастр отыскал дополнительные библейские аналогии: Иаков, Иов, Давид и царь Моавитянский. (См. также символику агнца Божьего).

Праздником ордена считается день святого Андрея, так как орден учрежден в его день — 10 января. Апостол Андрей издревле покровительствовал бургундским государям, и именно он вручил им андреевский крест, который также называется «бургундским» (вариант — был крестителем Бургундии).

Наполовину известна символика цепи. Руно висит на цепи, сделанной из стилизованных кремней (фр. pierre a fois) и кресал (фр. briquet); огниво — это геральдический символ Бургундии и собственно Филиппа Доброго. Кресала выполнены в виде инициала «B» — Burgundia.  Более древний вариант ордена: знак крепится непосредственно к центральному звену-огниву

Хотя за время существования ордена он претерпевал значительные изменения внешнего вида в сторону усложнения, основные мотивы остаются неизменными:

Шейный орденский знак — представляет собой подвеску или кулон в виде Золотого руна (то есть изображения овечьей шкуры), перехваченное «поясом», который крепится к орденской цепи. Подвешивается головой вправо к центральному звену цепи.

В австрийском варианте это звено — овал чёрной эмали с белыми каплеобразными точками — кремень, от него разлетаются искры, сделанные красной эмалью. Это звено, в свою очередь, подвешено к следующему золотому звену в форме огнива, в нижней части которого помещено горельефное изображение битвы Язона с драконом. На дугах синей эмали помещен девиз ордена «PRAETIUM LABORUM NON VILE». На реверсе изображена битва Гедеона с мадианитянами и надпись «NON ALIUD»). Между дугами расположена золотая раковина, к которой крепится ушко.

В Испании девиз никогда не писался на огниве, а баран изображался в полном профиле, демонстрируя только один рог и глаз. Очертания деталей, в особенности огнива, стали весьма декоративными и стилизованными, превратившись в смесь мавританских и барочных арабесок. (В Австрии девиз использовался всегда, руно изображалось с головой, повернутой вперед так, чтобы показать оба рога и глаза).

Орденская цепь — состоит из перемежающихся золотых звеньев двух типов: первого — в виде кресал (связанных инициалов — букв «В») и второго — в виде кремня в облаке искр (овал чёрной эмали с каплеобразными точками белой эмали и язычками искр). Используется в особо торжественных случаях. Существуют детские цепи, предназначенные для несовершеннолетних.

«Клейнод» Золотого руна — тип шейного орденского знака, украшенный, в данном случае, более чем пятьюстами обработанными алмазами и тремя большими, уникальной чистоты хризолитами. Самое нижнее звено подвески представляет собой кулон в виде Золотого руна, то есть золотой шкуры овна. Рога, глаза, уши и копыта овна инкрустированы обработанными алмазами. Так называемый «клейнод ордена Золотого руна» рыцари заказывали за свой счёт. А орденская цепь, являясь собственностью ордена, возвращалась после смерти рыцаря.

Находясь в обществе, рыцарь ордена Золотого руна всегда был обязан носить тяжёлую орденскую цепь. Однако в 16 веке Карл V изменил устав ордена, разрешив носить её лишь по поводу особенно торжественных церемоний, а в остальные дни, можно было носить подвеску с орденскими символами на цепочке или, как в данном случае, — на шёлковой муаровой ленте красного цвета в два пальца шириной. 

Рыцарь в орденском одеянии: алый талар с белой подкладкой и винно-красный широкий плащ с богатой вышивкой; золотая орденская цепь с висящим на ней «золотым руном». Белые башмаки с красными каблуками.

Члены ордена обязаны не носить иных наград, кроме ордена Золотого Руна (это положение не распространяется на монархов или австрийцев). При торжественных случаях кавалеры ордена надевают цепь, бархатный талар (рясу) ярко-красного цвета, пурпурную мантию и такую же шляпу, красные чулки и сапоги. Портреты, изображающие членов ордена в парадном облачении, вплоть до XIX века показывают людей, одетых по моде XV века:

Когда Филипп Добрый при бракосочетании с Изабеллой Португальской в Брюгге (1430) установил орден Золотого руна и праздновал его учреждение в Лилле (1431), он вместе с кавалерами нового ордена явился одетым в ярко-красный кафтан, подбитый и опушенный беличьим мехом. Поверх этого кафтана, доходившего до ступней, была наброшена длинная мантия из тонкого красного сукна, вышитая золотом и окаймленная мехом. Голова его была покрыта широким валиком в виде тюрбана. 

Все сохранившиеся ордена Золотого руна имеют свою историю и являются дорогостоящими (от полутора тысяч до полумиллиона долларов). 

Примером ордена в российских коллекциях является орден, с верхней частью выполненной из топазов, в Алмазном фонде Кремля. Другие места экспонирования: Дворец Хофбург (Вена), Венская сокровищница (Шатцкаммер), где хранятся сокровища ордена. Цвингер (Дрезден), сокровищница. Замок Грюейр (Швейцария) — в Бургундском зале три траурных облачения рыцарского ордена Золотого Руна, которые служили духовникам Карла Смелого, призванным провести торжественную мессу за упокой рыцарей, погибших в походе 1476 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу