(притом, что в моём распоряжении есть вполне добропорядочно-патриотичные российские офицеры того же годы, причём даже более близкие пращуры: не братья прабабушки, а непосредственные прадедушки(.
( ... - И вообще: нафиг они, предки?).
" ... мои читатели часто об этом спрашивают", -
как обычно пишут литераторы, у которых прямо зудит всё внутри от желания дать интервью;
а читатели, сволочь такая, ни о чём не спрашивают, да и не читатели они.
Но меня правда об этом спрашивали, изредка. Раза три, может быть. И я книгу как раз об этом сейчас пишу, то есть как бы сам себя спрашиваю.
Изучать в одиночестве себя, то есть вычленять из себя Я-исследователя, и заставлять это Я изображать жадный интерес ко Мне, - мне это занятие не нравится, да как-то оно и неприлично, и даже, в моём случае, не особо научно: всё время Я-исследователя будет теснить Я-эстет, перебивать Я-хвастун, угнетать Я-цензор, а потом все материалы исследования выхватит и спалит в воображаемом камине Я-литератор, который вообще предпочтёт выдумать новую переливчато-блестящую судьбу вместо старой, истрёпанной и замызганной.
Но:
вот, случайно, - я наткнулся на прецедент, на старинный анекдот, - который, пожалуй, высвечивает схожий настрой.
Знаменитый в своё время светскольвиный персонаж, - меломан-меценат и коллекционер, - граф Ян Владислав Замойский герба Елита, по прозвищу Яниц - в 1881 году женился в Париже. Граф Ян Замойский, - российский помещик, но австрийский подданный, - как положено, повёз супругу в Вену, для представления Императору. Но ему сообщили: Император отказывает графини Замойской в аудиенции и не намерен принимать её при дворе, поскольку она - особа не благородного происхождения. В истории семейства Замойских такое случилось впервые; более ста лет все без исключения графини Замойские пребывали при венском дворе в почёте, просто благодаря фамилии
Граф Яниц уехал из Вены, вернулся в Краков, - это был его родной город, - и там вот что сделал. По его заказу исторический живописец Ян Матейко, - (он тогда считался лучшим, по крайней мере, в пределах Австро-Венгерской Империи), - быстро написал батальное полотно - "Победа при Бычине". Эта картина была выставлена в витрине в самом центре Кракова, и в первые дни к ней сходились толпы; и после каждый турист, если проезжал Краков, обязательно должен был осмотреть "Победу".
На картине не было ничего неблагопристойного, обычное батальное творение: на коне восседает польский канцлер и гетман коронный - Ян Замойский герба Елита, предок графа Яница; а перед ним - коленопреклоненный пленник, с тоскливой физиономией, - обращённой не к гетману, а к зрителю, - "вот, мол, оно как получилось", - эрцгерцог Максимилиан Австрийский, предок Франца-Иосифа, императора Австрии и короля Венгрии, - того, кто посмел отказать графине Замойской.
... Граф Яниц рискнул, конечно. Австро-Венгрия - достаточно строгая была страна, особенно по отношению к польской шляхте, и цензура действовала крепко. Но здесь невозможно было придраться: сражения при Бычине - почти три века назад, 1588 год. Событие хорошо известное. Благодаря которому Габсбурги утратили надежды на трон короля Польши.
Неделя за неделей: в центре Кракова неподвижный унылый Габсбург продолжал стоять на коленях перед торжествующим Замойским. Вроде как триста лет назад, но притом - прямо сейчас.
***
Вот как-то так, что ли.
Хотя я, конечно, не граф Замойский, и вообще не граф.
И оскорбление, нанесённое мне, - это не изысканный этикетный фырк в мою сторону.
И уничтожение моей семьи, моей культуры, моей страны, непрерывные испытания на прочность цивилизации планеты Земля и лично меня - это не определяется термином "оскорбление".
Но мне тоже есть, что поворошить в прошлых столетиях.
***
(Примечание:
Брак графа Яна Замойского - это был вполне, казалось бы, династический брак.
Женой его стала дама с экзотической фамилией - Эжени Пелиссье де Малякофф, - дочь Маршала Франции, которому Наполеон III дал титул герцога де Малякофф, то есть Малахов, - за победу при Малаховом кургане во время Крымской войны.
Оскорбление было особенно болезненно, - потому что оно было совершенно неожиданно.
Венский двор в данном случае ничего не имел против жены графа. Это была просто мелкая акция большой политики, использовали возможность лишний раз плюнуть в сторону покойного Наполеона III. Который, в своё время, в 1859 году, разгромил Австрию в Сардинской войне и вытеснил её из Северной Италии).
Комментариев нет:
Отправить комментарий