Summi Ordinis Militaris Templum Sedis Sanctae Virginis Galiciae, Imperatores Orientis et Occidentis – Custodes Silentium Regiae

Суверенный Рыцарский Орден Храма Престола Пресвятой Девы Галиции, Императоров Востока и Запада – Хранители Королевского Молчания

Суверенний Лицарський Орден Храму Престолу Пресвятої Діви Галицької, Імператорів Сходу і Заходу - Охоронці Королівського Мовчання

Orden Soberana y Militar del Templo de Trono de la Santísima Virgen de Galicia, los emperadores de Oriente y Occidente - Guardianes del Silencio Real

Sovereign Military Order of Temple of Throne Blessed Virgin of Galicia, the Emperors of East and West – Guardians of the Royal Silence

"... В одній з герметичних орденських систем ХVІІІ ст. є таємний блукаючий ступінь ієрархії під назвою "Охоронець королівського мовчання". Королівське мовчання - знак невизначеності витоків Державності, Династії, Влади. Охоронець - дослідник і ревнитель того знаку, традиціоналіст. Початок державності України також огорнутий королівським мовчанням: обмаль фактів, суперечлива хронологія, міфологізовані політичною кон'юктурою події. Кожна спроба заступити на варту королівського мовчання України вартує уваги, бо ще Платон казав: визначення "життя" і "спогадів" конгруентні... можемо констатувати відрадний факт: на охорону Королівського мовчання України заступив новий вартовий. Будемо сподіватися, що втома і брама його не здолають"
(Єшкілєв В. Передмова // Четвер. - 1993. - № 4. Проект "Імперія". - С. 48).


понедельник, 20 июня 2022 г.

Элиас Отис: Свобода, Неравенство, Братство? (О кастах и инициациях)

Зодческая 58° A.·.P.·.R.·.M.·.M.·. Д.Т. «Феникс и Ахерон» на Востоке г. Калининграда

Несмотря на то, что Равенство является одним из трёх краеугольных камней масонской этики, люди неравны по целому ряду признаков, включая комплекцию, внешний вид, физическую силу, состояние здоровья, интеллект, темперамент, эмоциональность, предрасположенность к психическим заболеваниям и т. д. Неравенство это начинается за долгие поколения до рождения конкретного индивида, вызванное как видимыми действиями его предков и предков его соплеменников, прямо или косвенно влияющими на генофонд, так и незримыми процессами накопления и дрейфа в популяции тех или иных аллелей. Непосредственно в момент зачатия к детерминизму естественного и социального отбора добавляются случайные факторы рекомбинаций и мутаций, создавая уникальный генотип — во многом определяющий физические, физиологические, психические и иные черты будущей личности, — а также определённое сочетание половых хромосом — XX, XY или более редкие комбинации, — в большинстве обществ самым прямым образом воздействующие на её дальнейшую жизнь. При рождении человек оказывается в той или иной культурной среде на уровне пола, семьи, клана, касты, класса, диаспоры, религиозной общины, региона, расы, национальности, государства и т. п., которая также оказывает влияние на его формирование — и чисто биологическими процессами вроде рациона питания, и непосредственным воспитанием, и доступом (или отсутствием такового) к тем или иным пластам информации и тому или иному количеству унаследованных материальных благ, и многочисленными косвенными путями. Далее все эти обстоятельства создают кумулятивный эффект, когда удачное сочетание генов, хронотопа и культурной среды многократно увеличивает возможности самореализации даже без заметной работы над собой, а неудачное — максимально затрудняет.

Некоторые из последствий этого природного неравенства могут быть исправлены на законодательном уровне (пенсия по инвалидности, равный доступ к образованию, государственные стандарты детского питания, запреты на половую и расовую дискриминацию и т. д.), другие — ослаблены средствами современной медицины, третьи — скомпенсированы целеустремлённостью и трудолюбием конкретной личности, случайными обстоятельствами вроде человека, способного повлиять на её судьбу и оказавшегося «в нужное время в нужном месте», либо выбором рациона питания, образа жизни, места жительства, рода занятий или места жительства, при которых природные недостатки нивелируются или превращаются в достоинство. Многочисленные движения за равенство полов и рас (частным случаем которых является и либеральное масонство) убедительно доказали, что многие границы неравенства, ранее считавшиеся естественными и незыблемыми, могут быть преодолены. Плеяда выдающихся личностей вроде Стивена Хокинга, Ника Вуйчича, Тэмпл Грандин, Пабло Пинеды и других доказала и возможность высокой самореализации при тяжелейших проблемах физического и психического развития. Однако многие факторы, приводящие к неравенству людей, неисправимы и могут, в лучшем случае, лишь компенсироваться (например, доказано, что уровень интеллекта определяется генетически и не может быть существенно улучшен, хотя определённые факторы могут повлиять на его развитие до природного уровня или же ниже, а другие определяют то, как именно человек распорядится данными ему от природы интеллектуальными возможностями).

На протяжении тысячелетий человечество пытается не только получить ответ на вопрос о причинах этого неравенства, используя средства от теологии до генетики и бихевиоризма, но и научиться оказывать влияние на это неравенство — либо в сторону нивелирования его последствий (как мы видим это на примере масонства или различных социалистических учений), либо, наоборот, в сторону всё большей стратификации общества (как это было в рабовладельческих и феодальных обществах, по сей день существует во многих странах Востока и, увы, всё упорнее пытается вернуться на Запад — обычно в завуалированном буржуазной этикой виде). 

Одним из наиболее проработанных исторических учений о неравенстве является индийская кастовая система. Хотя, говоря об Индии, под словом «каста» на Западе обычно подразумевают одну из четырёх варн (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) плюс «неприкасаемых», более точно передавать этим термином понятие «джати» (наследственные профессиональные группы, определяемые происхождением). В действительности каждая каста делится на множество подкаст, и невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати (исследования 1990 года зарегистрировали 4635 таких единиц, но это очень условное число). При этом относительной открытостью обладают только касты «неприкасаемых», где существуют даже свои ритуалы посвящения в джати, тогда как касты «чистых» варн предельно непроницаемы.

Если игнорировать культурозависимые причины формирования кастовой системы Индии (например, желание пришлых ариев обеспечить свою обособленность от местного дравидского населения, а более поздних представителей высших каст — поддерживать свой духовный и светский авторитет), то можно отметить, что четверичность деления на варны архетипична вследствие того, что человек — наземное двусторонне-симметричное животное, обладающее четырьмя равнозначными направлениями движения (а также вследствие того, что в обычных земных условиях мы можем наблюдать взаимодействие именно четырёх «стихий», или агрегатных состояний). Кроме того, социальные роли Альфа (лидеры), Бета (интеллектуалы и «хранители традиций»), Гамма (среднестатистические особи, на которых держится «хозяйственная» часть общественной жизни) и Омега (низкоранговые особи, неспособные качественно исполнять значимые функции и часто служащие «мальчиками для битья») хорошо изучены на различных видах животных, включая приматов и волков (потомки которых именно вследствие сходства их социальной иерархии с человеческой стали первым одомашненным животным — собакой). Показательно, что в природе иерархические границы более проницаемы, чем в индийской кастовой системе, хотя, конечно, внешние и внутренние препятствия переходу из одной роли в другую всё же существуют.

Хотя деление на варны и джати и их иерархическая структура воспринимается в индуизме как само собой разумеющееся следствие «божественных» законов, история знает немало обществ, где у власти находились не «кшатрии» (в широком смысле слова — как военная аристократия или военная элита) и не «брахманы» (как жрецы или интеллектуалы), а «вайшьи» (ремесленники и торговцы) или даже «шудры» (рабочие и крестьяне). При этом вряд ли можно сказать, что само по себе нахождение у власти той или иной варны делает общество более справедливым или повышает общее качество жизни всей страны, скорее у каждой из таких систем есть свои «плюсовые» и «минусовые» разновидности, в частные случаи которых я не буду вдаваться. Лично мне оптимальная система государственного устройства (до тех пор, пока государство как институт — при самом оптимистическом сценарии — окончательно не отомрёт с повышением осознанности большей части человечества) представляется как верховенство духовной, интеллектуальной и творческой элиты (меритократия как «плюсовая» форма власти «брахманов») во всех вопросах, существенных для выживания общества в целом, и максимальная прямая демократия на местах (возвращение которой снова стало возможным благодаря цифровым технологиям) по всем более повседневным вопросам.

Главные недостатки кастовой системы в той форме, в которой она существовала и до сих пор существует в Индии, — это наследуемость и непроницаемость межкастовых границ, а также социальное неравенство в вопросах, выходящих за пределы узкопрофессиональных, хотя сама по себе мысль о том, что разным людям более подходят разные роды занятий в силу их совершенно природных особенностей, имеет под собой твёрдое научное основание. В современном обществе регламентация права заниматься той или иной деятельностью профессионального или другого рода не всегда сообразна тому влиянию, которое эта деятельность может оказывать на общество. Так, для получения водительских прав необходима долгая подготовка и сдача экзаменов, тогда как для получения прав родительских достаточно лишь достижения определённого возраста, хотя подавляющая часть проблем общества (включая и игнорирование правил дорожного движения, нахождение за рулём в состоянии алкогольного опьянения, приобретение водительских прав с помощью взятки и пр.) произрастает из неправильного воспитания. В ряде стран для получения права на ношение и применение оружия гражданин, как минимум, проходит психиатрическую экспертизу, тогда как для того, чтобы баллотироваться во властные структуры, способные принести гораздо больше смертей и разрушений, чем псих-одиночка с ружьём, таковая экспертиза не требуется. Преподавание в вузе немыслимо без получения учёной степени, а участие в работе средств массовой информации, в не меньшей степени, чем высшее образование, влияющих на формирование взглядов в обществе, возможно и без понимания тех предметов, о которых создаются публикации или телепередачи.

Получение паспорта подростком, церемония бракосочетания, вступление в студенческую жизнь, сдача на водительские права или присуждение учёной степени — отголоски ритуалов инициации, которыми была пронизана жизнь человека с глубокой древности. Получив ту или иную инициацию, член племени или тайного общества приобретал дополнительные права и возможности, но это требовало прохождения определённых испытаний, зачастую опасных для жизни или здоровья. 

В наше время испытания проходят в более лёгкой, часто символической форме, однако экзаменация по вопросам, связанным непосредственно с приобретаемыми правами (как в случае с вождением или преподаванием), кажется совершенно необходимой. 

Хотя определённый список прав (таких как право на жизнь, на безопасность, на свободу слова, на образование, на защиту интересов в суде и т. д.) считается в современном западном обществе базовым, и, теоретически, каждый человек наделяется им с рождения и не может быть лишён в течение жизни ни при каких обстоятельствах (кроме, возможно, в случае доказанного судом совершения тяжких преступлений, хотя и этот момент можно поставить под сомнение), государство нередко вторгается в жизнь граждан и своевольно лишает их этих базовых прав (например, такая с виду привычная нам и потому мало у кого вызывающая отвращение процедура как армейский призыв есть бесцеремонное попрание права на жизнь, которая может быть возложена на алтарь во имя не всегда достойных и не всегда понятных самому гражданину целей). Тем не менее, в многовековой перспективе мы замечаем, что число таких базовых прав расширяется, а количество категорий, ими наделённых, расширяется: в большинстве стран хотя бы на бумаге существует равноправие мужчин и женщин, представителей разных рас и национальностей, активно расширяются права ребёнка и возможности по их защите, а некоторые права приобретают даже животные, не относящиеся к виду Homo sapiens.

Однако разумное применение многих других прав к собственному благу и благу общества в целом невозможно без соответствующей подготовки, поэтому экзаменационный, инициатический подход в вопросах приобретения таких прав не только необходим, но и должен существенно совершенствоваться, чтобы люди, неспособные исполнять те или иные функции по физическим, интеллектуальным, психическим или нравственным причинам, не могли получить к ним доступ. Напротив, любой индивид, способный по всем параметрам к их исполнению, должен после такой экзаменации и инициации получать эти права, невзирая на свой пол, возраст, уровень дохода, кастовую, расовую, национальную и даже видовую принадлежность (иначе говоря, даже если к той или иной деятельности окажется способен и готов дельфин, представитель инопланетной расы или искусственный интеллект — он должен получить такую возможность на равных с другими условиях). Только в том случае, когда все граждане «имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам», возможно настоящее Равенство, не противоречащее природному разнообразию, а подчёркивающее его и способствующее наиболее гармоничному сосуществованию «разных, но равных» элементов общества, Равенство не прав как таковых, но возможностей их приобретения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу