Приезжавшие туда или оттуда видели, что юноша этот, — по отцу и матери царского происхождения, — был сложен хорошо, плечист, на вид красив, ростом умеренный. Жители царства нашего дерзнули просить Русудан быть помощницей везирам и боярам и доложить Тамаре: «видит царское твое величество, что в жизни твоей проявляется промышление Божье; в самом деле, сколько витязей, — сынов властителей греческих, римских, султанских, скифских, персидских и осских, — добивалось [счастья быть супругом твоим], но они, по справедливости, отвергнуты были все, потому что не было на это повеления Божья».
Тогда Тамар, преданная, как родителям, тетке своей, а также войскам и воеводам, к которым она была милостива, изволила сказать: «Свидетель мне Бог, что никогда я не желала выходить замуж, ни раньше, ни теперь, поэтому я просила бы [освободить меня от этой необходимости], если бы не престол, врученный мне прежде всего Богом, а потом родителями моими».
Те все больше просили ее. Вельможи имерские и амерские отправились и доставили в Дидубийский дворец, в окрестностях Тбилиси, царицу Русудан и ее воспитанника. Там справили свадьбу, соответствующую и сообразную с величием царя.
Исполненная всякой мудрости, Русудан распоряжалась во дворце, с одной стороны, по-Багратионовски, так как происходила из фамилии Багратионов, с другой стороны, как бывшая невестка султанов Иракских и Хварасанских, действовала сообразно с тамошними обычаями, которым она была научена. Радовались и веселились все, нищие сделались богатыми. И было состязание певцов, смотр действа акробатов, мужество красиво наряженных воинских частей. Невозможно поведать, в каком счастии и благоденствии пребывала Тамара вместе с Давидом, витязем, подобным происходящему из семени Давида [пророка], об этом узнаете постепенно из предлежащего повествования. Этот Давид в течение одного года превзошел всех в умении метать стрелы, наездничать, упражняться на арене, плавать, в книжном учении и, как это видно и сегодня, во всем, что исходит из рук человека. Во всем этом он превзошел всех отечественных своих учителей и соучеников, что касается чужеземцев, среди них не являлся подобный ему."
Летопись "История и восхваление венценосцев" 13 век.
Комментариев нет:
Отправить комментарий