Summi Ordinis Militaris Templum Sedis Sanctae Virginis Galiciae, Imperatores Orientis et Occidentis – Custodes Silentium Regiae

Суверенный Рыцарский Орден Храма Престола Пресвятой Девы Галиции, Императоров Востока и Запада – Хранители Королевского Молчания

Суверенний Лицарський Орден Храму Престолу Пресвятої Діви Галицької, Імператорів Сходу і Заходу - Охоронці Королівського Мовчання

Orden Soberana y Militar del Templo de Trono de la Santísima Virgen de Galicia, los emperadores de Oriente y Occidente - Guardianes del Silencio Real

Sovereign Military Order of Temple of Throne Blessed Virgin of Galicia, the Emperors of East and West – Guardians of the Royal Silence

"... В одній з герметичних орденських систем ХVІІІ ст. є таємний блукаючий ступінь ієрархії під назвою "Охоронець королівського мовчання". Королівське мовчання - знак невизначеності витоків Державності, Династії, Влади. Охоронець - дослідник і ревнитель того знаку, традиціоналіст. Початок державності України також огорнутий королівським мовчанням: обмаль фактів, суперечлива хронологія, міфологізовані політичною кон'юктурою події. Кожна спроба заступити на варту королівського мовчання України вартує уваги, бо ще Платон казав: визначення "життя" і "спогадів" конгруентні... можемо констатувати відрадний факт: на охорону Королівського мовчання України заступив новий вартовий. Будемо сподіватися, що втома і брама його не здолають"
(Єшкілєв В. Передмова // Четвер. - 1993. - № 4. Проект "Імперія". - С. 48).


суббота, 14 января 2023 г.

Роман Отис-Адрианов: Генеалогическая сводка

Изучение своей родословной — одна из первейших обязанностей аристократа, поэтому считаю своим рыцарским долгом представить свою краткую генеалогическую сводку, насколько она известна мне на данный момент. Символическим образом объединяя различные национальности и социальные страты (от крепостных крестьян до дворянства и, вероятно, духовенства), моё родословное древо, тем не менее, тесно связано с Балтийским речным бассейном и, шире, субконтинентом Фенносарматией — одним из древнейших субконтинентов Земли, чья геологическая платформа сформировалась ещё в докембрийские времена. Однако, не вдаваясь в этнографические и, тем более, палеонтологические изыскания, перейду сразу к изложению известных мне сведений о моих предках, начиная с чисто женской линии, от которой я унаследовал митохондриальную ДНК (и которая прервётся на мне), и заканчивая чисто мужской, от которой я унаследовал Y-хромосому (и которая тоже прервётся на мне, если только я не обзаведусь сыном).

Итак, наиболее дальний известный мне предок по женской линии — прабабка Василиса (девичья фамилия неизвестна), жившая в конце XIX — начале XX века в Козельском уезде Калужской губернии (предположительно — сёла Волконское или Булатово). Она происходила из семьи крепостных крестьян, предположительно находившихся во владении П. Н. Карпова (с 1860 г. до отмены крепостного права в 1861 г.), А. Я. Денибекова (с 1850 г.), М. Ф. Майдича, И. Г. Воейкова (с 1811 г.), И. Хлопова (с 1802 г.), Еропкиных, Н. И. Бестужева-Рюмина (с 1780 г.) и князей Волконских (XV-XVII вв.). Как и другие крепостные этого региона, её предки могли обмениваться генетическим материалом с крепостными соседних губерний и уездов. Возможно, они происходят от живших здесь с VIII века вятичей, которые, в свою очередь, испытали большое влияние балтских и финно-угорских племён, а в более поздние времена — племён, входивших в состав Монгольской империи (преимущественно по мужской линии).

Не позднее первого десятилетия XX века Василиса вышла замуж за Михаила Евсеева (примерно того же возраста, места проживания, этнического происхождения и социального статуса), взяв его фамилию. Фамилия Евсеев является патронимической, то есть образована от имени Евсей (Евсевий), а поскольку крепостные получили официальные фамилии только после отмены крепостного права, можно предположить, что Михаил Евсеев (который был в половозрелом возрасте к началу второго десятилетия XX века, а значит, родился в 60-90-х годах XIX-го, вскоре после реформы Александра II) был внуком или скорее сыном некоего Евсея (который, таким образом, должен являться моим прапрадедом).

25 апреля 1911 года в селе Булатово у Михаила и Василисы родилась дочь Александра Евсеева, которая, несмотря на революцию 1917 года, осталась крестьянкой. Александра вышла замуж за Бориса Федина, сына Степана Федина, из соседнего села Волконское (род. в 1909 г.). Поскольку, как и в случае с Евсеевыми, фамилия Федин — патронимическая (от имени Фёдор), можно предположить, что Степан Федин является сыном или внуком крепостного крестьянина по имени Фёдор, имеющего примерно такое же происхождение, как и другие крепостные этого уезда (то есть, потомок вятичей с влиянием балтских и финно-угорских народов, позднее — монголо-татар, ещё позднее — крепостных из соседних уездов и губерний, которые, наиболее вероятно, могли иметь русское, белорусское, украинское, латышское или финно-угорское происхождение).

16 августа 1946 года в том же селе у Бориса и Александры родилась дочь Татьяна Федина (моя мать). После Второй Мировой войны (ок. 1949 г.) она переехала с родителями в Калининградскую область, на территорию, аннексированную Советским Союзом у Германии в результате раздела Восточной Пруссии, поселившись посёлке Краснополянское (ранее Großgauden) Черняховского района. Около 1961 года она покинула Краснополянское и, продолжая обучение в школе, устроилась на работу в городе, тем самым перейдя из крестьян в рабочий класс, а затем и в категорию мелких муниципальных служащих (кассир автотранспортного предприятия Калининграда). Около 1975 года она выходит замуж за Олега Адрианова (моего отца), а я появляюсь на свет 25 августа 1978 года.

Наиболее дальним известным предком Олега Адрианова по материнской линии является Агнесса (девичья фамилия неизвестна), родившаяся в 1877 году, предположительно в Ростове-на-Дону или в других районах Придонья, и вероятно, происходящая из донских казаков — которые, в свою очередь, происходят преимущественно от выходцев из южной России (Курская, Воронежская, Белгородская области) и Украины, с незначительными примесями различных кавказских и иных народов. Агнесса вышла замуж за Владимира Силаева (ум. в 1914 г.), сына донского казака Михаила Силаева и его жены Марии (девичья фамилия неизвестна). Фамилия Силаев происходит от прозвища Сила или крестильного имени Сила/Силай (которое может иметь различные этимологии — напр., от еврейского Саул или латинского Силуан) и чаще встречается среди крестьянских, чем среди казачьих семей, что может указывать на относительно недавний переход моих предков по этой линии в казачество из крестьянства. Вероятно, некий Силай был среди не очень отдалённых крестьянских предков Михаила Силаева.

7 января 1912 года у Владимира и Агнессы родилась дочь Татьяна Силаева. Первым мужем Татьяны становится Иоганн Оттович Уттер (Johannes Friedrich Utter), родившийся 5 марта 1900 года в Ревеле (ныне Таллинн) и крещённый 23 апреля 1900 года там же, в лютеранской церкви Св. Иоанна (Jaani kirik). 1 ноября 1932 года в Ростове-на-Дону она рожает дочь Эдит Уттер. Через несколько лет после расстрела мужа 12 июня 1938 года как «участника троцкистской террористической диверсионно-вредительской организации» Татьяна Силаева выходит замуж повторно и берёт фамилию мужа — Кошеварова, — которая переходит и её дочери Эдит. Не позднее 1951 года Эдит Кошеварова (Уттер) переезжает в Калининград и выходит замуж за Владилена Адрианова, взяв его фамилию. 25 июля 1952 года у них рождается старший сын Олег Адрианов (мой отец).

Родословная моего прадеда Иоганна Уттера изучена наиболее глубоко и подробно. Самый дальний его предок по прямой женской линии — Marie Luik — родилась 29 сентября 1871 года в рыцарской мызе (поместье) Нейенгоф (также Loo mõis) на севере Эстонии (волость Куусалу уезда Харьюмаа). О её происхождении и социальном положении достоверных сведений нет, однако такие факты как рождение в рыцарском поместье, брачные узы с аристократическим семейством Уттеров до упразднения дворянства и «тотемическая» фамилия («luik» по-эстонски означает «лебедь») указывает, скорее всего, на принадлежность к достаточно древнему эстонскому роду, хотя и не слишком знатному, чтобы владеть собственной мызой.

Не позднее 1899 года Мария Луйк выходит замуж за Otto Utter, родившегося 30 августа 1872 года в деревне Карину (волость Ярва-Яани уезда Ярвамаа). Судя по многочисленным брачным узам с влиятельными семействами остзейского рыцарства немецкого и шведского происхождения, Уттеры Ярва-Яани конца XIX века воспринимались как мелкие аристократы, но, по-видимому, не обладали ни богатством, ни заметным влиянием, и даже не владели собственным поместьем. От детей Otto и Marie происходит большое количество семей, ныне проживающих в Эстонии, Финляндии, Швеции, Великобритании, США и других странах. Однако следует иметь в виду, что старшим сыном Отто был именно Иоганн Уттер, у которого был единственный ребёнок — дочь Эдит (при этом, как оказалось, в роду Уттеров имели место прецеденты наследования по женской линии, если не было потомков по мужской), старший сын которой Олег как раз и является моим отцом. Старшим сыном Олега является мой брат Василий Адрианов, однако, в отличие от меня, он бездетен, а значит, вполне вероятно, что восходящая к Отто Уттеру линия российских Уттеров переходит к моей дочери Эланоре Адриановой.

Матерью Отто была Leenu Treksler, родившаяся 8 апреля 1843 года в уезде Ляэне-Вирумаа. Леэну — дочь родившейся в 1817 года Madli Nimeister, мать которой звали, по-видимому, тоже Madli (вероятно, коренная эстонка из Ярвамаа). Мужем Мадли-старшей был Tõnno Jürri (род. в 1794 г.), а матерью Тонно Юрри — Ewa Nimeister (род. ок. 1769 г.), фамилия которой, широко распространённая на севере Эстонии (в том числе и неоднократно переплетающаяся с генеалогическими древами других моих эстонских родственников), скорее всего (как и многие эстонские фамилии), является искажением от немецкой фамилии Neumeister («новый мастер», обычно как отличительное имя мастера-ремесленника, недавно поселившегося в той или иной общине). Фамилии, имеющие «профессиональное» происхождение, могут появляться в разных местах независимо друг от друга, однако косвенные данные указывают на то, что, скорее всего, эстонские Нимейстеры происходят из Саксонии и появились в Эстонии во время одной из волн немецких переселений.

Отец Тонно Юрри — Mihkle Tõnno Jüri Mart — родился 6 февраля 1751 года. Его мать Mari Andrese Tõnno (род. ок. 1725 г.) и отец Mihkli Tõnno Jürri (род. ок. 1720 г.) являются, по-видимому, коренными эстонцами Ярвамаа. Родители Микли Тонно Юрри — Tõnno Mihkli Tõnno (род. ок. 1686 г.) и Kai (род. ок. 1691 г.) — самые удалённые от меня по времени и по числу поколений предки, чью непрерывную последовательность мне удалось на данный момент отследить, мои прапрапрапрапрапрапрапрадед и прапрапрапрапрапрапрапрабабка соответственно, отделённые от моего рождения примерно тремя веками.

Отцом Леэну Трекслер был Jürri Treksler, родившийся в 1818 году. Его матерью на генеалогических сайтах числится некая An Treksler (Teadmata), однако эстонское слово «teadmata» означает всего лишь «неизвестная», Treksler — фамилия после замужества, а An — похоже, всего лишь заменитель имени, а не само имя (как и Ants, записанное в качестве её мужа, обозначенного как Ants Treksler с указанием 1790 года как приблизительного времени рождения), так что это не добавляет нам ничего нового. О матери «Некоего Трекслера» известно только имя (Triinu) и приблизительный год рождения (1765), об отце же, указанном как Kärneri Jüri, говорится, что он родился около 1766 года в Карину (волость Ярва-Яани). Кроме того, слово Кярнери в этом имени указывает, скорее всего, на одноимённую деревню в островном уезде Сааремаа, откуда, по-видимому, прибыли в Ярвамаа мои предки по этой линии (впрочем, это слово может означать также «садовник» и быть «профессиональной» фамилией, подобно Нимейстерам и Трекслерам). Поскольку же, тем не менее, их потомки носят фамилию Трекслер, можно предположить, что они унаследовали её по материнской линии от Трийну, жены Кярнери Юри. Эта фамилия представляет собой эстонизацию немецкой «профессиональной» (ремесленнической) фамилии Drechsler («токарь»), которая существует во множестве вариантов (таких как Draeger, Dräger, Drechsel, Dresel, Dreseler, Dressler, Drexel, Drexler, Dreyer, Droessler, Ressler, Tessler, Traxel, Traxler, Trechsler, Treksler, Tressel, Tresser, Tressier, Tresslar, Tressler, Trexler и т. д.), связанных с локальными фонетическими различиями, народными этимологиями и механическими ошибками в прочтении или написании (что усложняет и поиски, и установление родства). Вероятно, исходная немецкая форма фамилии Treksler именно у моих предков — Drechsler, поскольку в Ляэне-Вирумаа, откуда родом Леэну Трекслер, в то время жило большое количество носителей именно такой фамилии.

Леэну Трекслер вышла замуж за Jüri Utter, родившегося 7 сентября 1845 года в Пёххо (Ярва-Яани). Отцом Юри был Peter Utter, на котором прерывается последовательная генеалогия этого рода. Уттеры числятся под номером 213 (из 2350, при том что, чем ниже номер, тем древнее и знатнее род) в списках Шведского дворянского собрания как нетитулованные аристократы. В этой линии дворянство получил Måns Pedersson Utter (род. в 1536 г. в Стокгольме), однако род считается угасшим в конце XVIII века, поскольку в живых не осталось наследников по мужской линии (хотя потомки по другим линиям во множестве проживают в Эстонии, Латвии, Финляндии, России, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Великобритании, США и других странах). Манс Педерссон унаследовал свою фамилию не от отца Peder, а от матери, Karin Pedersdotter Utter, родившейся ок. 1536 года в шведской общине Финстрём на Аландских островах (ныне автономия в составе Финляндии). В свою очередь, этот род (с «тотемической» фамилией, имеющей значение «выдра») ведёт своё начало от Olof Utter, родившегося в 1430 году на Аландских островах. Поскольку шведы очень дорожат древними фамилиями и не позволяют брать без должных оснований даже фамилии угасших родов, можно достаточно уверенно говорить о том, что эстонские Уттеры ведут свой род от Олофа Уттера (но, скорее всего, не через Манса Педерссона), откуда и сохранявшееся до начала XX века отношение к этому семейству как к не слишком знатным, но всё же аристократам (через одну-две брачные связи они соединены почти со всеми аристократическими родами Европы, включая королевские).

Итак, если следовать по этой шведско-эстонской линии, Петер Уттер был отцом Юри Уттера, Юри Уттер — отцом Отто Уттера, Отто Уттер — отцом Иоганна (Йоханнеса) Уттера, Иоганн Уттер — отцом Эдит Уттер (Кошеваровой). Будучи в Ростове-на-Дону, Эдит Кошеварова вышла замуж за галахического еврея Владилена Адрианова, родившегося 31 марта 1933 года в Сталинграде. Матерью Владилена была еврейка Анна Курган, родившаяся 20 января 1901 года в Мстиславле; матерью Анны — Сарра Цалова, родившаяся в 1877 году. Еврейская фамилия Цалов встречается также в вариантах Цалов, Целов, Цылев, Цылов, Цвелов и др. и, помимо Российской империи, встречалась в Германии, Дании и других странах Балтийского региона. Цаловы, ставшие моими предками, происходят, скорее всего, из украинского Кременчуга Полтавской области (ранее — Полтавской Губернии).

Отец Анны, Давид Курган, в начале XX века владел фотоателье в Гомеле и, вероятно, сам был фотографом. Его отец, Соломон (Шлём) Курган (род. в 1855 г.), проживал в Кременчуге и состоял в браке с Эвеей (Евой?) Хелкин. Фамилия Хелкин также известна во множестве вариантов, в т. ч. Халкин, Гелкин и Галкин — от названия населённого пункта Галки или Гальки либо от традиционного иудейского имени Галей/Гелей, которое являлось уменьшительной формой имени Гиллель, что означает «славящий Господа». Фамилия Курган (также Курхан или Корган) также может либо происходить от названия населённого пункта (но не российского областного центра, а скорее какого-то из одноимённых поселений за «чертой оседлости» — например, на территории нынешних Украины, Беларуси или Смоленской области), либо быть искажением (славянизацией на почве «народной этимологии») еврейской фамилии Коган/Кохен/Коэн (и в таком случае может указывать на происхождение из еврейских священнослужителей). Примечательно, что обладатели фамилии Курган жили в моём родном Кёнигсберге ещё в начале XVII века.

После революции большинство потомков Соломона Курган эмигрировали в Америку (в том числе в Лос-Анджелес), где успешно адаптировались (так, среди моих родственников по этой линии есть даже голливудские актёры, а через брачные отношения можно проследить связь и с кинозвёздами первой величины). Давид же и Сарра, по всей видимости, остались с семьёй в Белоруссии (вероятно, в Гомеле), и их дочь Анна (после брака с неким Мациевским, или Мацевским — очевидно, тоже евреем) вышла замуж за военного юриста Николая Адрианова (род. 27 сентября 1897 года в Минске). О происхождении Николая почти ничего не известно. Отчество указывает на то, что его отца звали Василий. Фамилия Адрианов — патронимическая (а значит, в числе более отдалённых предков был некий Адриан), но, в отличие от Евсеевых, Фединых и Силаевых, редко встречается среди крестьян, чаще у представителей более высоких сословий — дворянства или духовенства (в т. ч. старообрядческого). В XVI-XVII вв. люди с этой фамилией происходили в основном из славянского псковского дворянства. Исторические корни фамилии можно обнаружить в таблице переписи Древней Руси во времена правления Ивана Грозного, где она входила в список благозвучных фамилий, которые даровались приближённым только в качестве поощрения за особые заслуги. В более поздние времена фамилия чаще появлялась в поповских семьях. Поскольку Николай Адрианов родился в Минске, не исключено, что он был этническим белорусом, а не русским (а значит, генетически мог быть ближе балтским народам, чем славянам), хотя, конечно, для многонациональной Российской империи XIX века это не обязательно так. Его правнуком по прямой мужской линии я и являюсь.

Таким образом, даже в историческое время в моей родословной соединилась, как минимум, русская, шведская, эстонская, немецкая, еврейская и казачья кровь, с высокой вероятностью также белорусская, а может быть, также кровь балтских и, быть может, тюркских народов; равно как дворянская, мещанская, ремесленническая, крестьянская и, вероятно, священническая. А этнический и сословный коктейль моей дочери Эланоры ещё насыщеннее: в ней, через её мать Марию Бурцеву, проявляются украинцы, запорожские казаки и даже, вероятно, цыгане. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу