Печатка Юрія Львовича, уживана Юрієм-Болеславом (напис: s. domini georgi regis rusie: печатка володаря Георгія короля Руси). Худ. В.Г.Кричевський. 1911 р.
Другий бік тієї ж печатки (Юрія Львовича, уживана Юрієм-Болеславом). Худ. В.Г.Кричевський
Summi Ordinis Militaris Templum Sedis Sanctae Virginis Galiciae, Imperatores Orientis et Occidentis – Custodes Silentium Regiae
Печатка Юрія Львовича, уживана Юрієм-Болеславом (напис: s. domini georgi regis rusie: печатка володаря Георгія короля Руси). Худ. В.Г.Кричевський. 1911 р.
Другий бік тієї ж печатки (Юрія Львовича, уживана Юрієм-Болеславом). Худ. В.Г.Кричевський
Я задумался, а почему меня эта реакция так зацепила, почему она показалось мне благородной? Я на всю жизнь запомнил определение, данное Ю. Лотманом интеллигентному человеку. Интеллигент – это человек, которому интересен иной. Так вот подлинное благородство в том, чтобы с уважением и интересом относиться к другому. В типичных реакциях этого нет. Флирт или кокетство – в них всегда есть корысть. В этом случае другой человек интересует нас не как человек, а как лицо противоположного пола. А в нормальном случае отношение к другому должно быть бескорыстным. Иной вызывает мое почтение и уважение, потому что он/она человек.
Я понял, что мне нравится вся эта учтивость. «Мое почтение» - замечательные слова, наполненные глубоким смыслом. У нас у русских почему-то учтивость, этикет не в почете. Вроде это все как лицемерие. Мы, понимаешь, открытый и искренний народ, нам все эти реверансы ни к чему. Конечно, этикет, вежливость, все это может стать просто маской, чем-то пустым, с этим никто не спорит. Но это не значит, что они не нужны. Я думаю, что все это в истории развившиеся формы почитания другого, где иной, как ценность. И именно это порождает настоящую красоту отношений. Именно этого нам так часто не хватает в нашей стране, где человек всегда ценился очень мало, тем более в страшном 20 веке.
Корнями все это, конечно же, уходит в христианство. Именно христианство подняло человека, личность на такую высоту. Гуманизм, появившийся в эпоху Возрождения, хотя и противопоставлял себя часто официальному христианству, но весь его антропоцентрический пафос в конечном счете был вдохновлен христианской культурой, вне которой гуманизм и не мог бы появиться. Если мы почитаем древних мыслителей, таких как Платон и Аристотель, то мы увидим, что в своих взглядах на человека они недалеко ушли от фашистов и нацистов: они легко большую часть людей могли считать людьми низшей природы, по сравнению со свободными эллинами. Но только апостол Павел произносит революционные для своего времени вещи, что во Христе нет ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины.
Два города, где, на мой взгляд, я чаще всего встречаю интеллигентное поведение: Москва и Томск. Это чисто мои субъективные впечатления. Мне этого очень не хватает в родном Нижневартовске. Как бы изменилась наша жизнь, если мы бы постарались внести немножко красоты в наши отношения. И не только среди незнакомых людей, но и среди близких. Если бы мы всегда были вежливыми и не боялись бы прослыть скучными и формальными, если бы мы понимали, что некоторые слова и выражения мы никогда не можем сказать другому человеку. Если бы мы делали небольшое, но серьезное усилие, каждый раз, когда мы видим другого человека. Да, у нас порою проблемы, стрессы и пр., иной тут воспринимается, как некий раздражающий фактор, на который ты в лучшем случае просто не реагируешь. Но я думаю, что изменение отношения к иному, внесение в это отношение капельки личностности, что внешне может выражаться проявлением учтивости и почтения к каждому, кто встречается на нашем пути, думаю, это могла бы помочь во многом и в нашей внутренней жизни, в наших жизненных проблемах. Может, много проблем так бы и не возникло?
Для этого нужно понимать, что в этом мире нет ничего прекраснее и ценнее другого человека, конечно, тут стоит оговориться, что нет ничего порою и ужаснее, но, видимо, эти вещи всегда должны идти вместе. И наша жизнь складывается, прежде всего, из отношений с другими людьми. В конце концов наша жизнь – это и есть отношения. Отношения с людьми, а для верующих людей еще и с Богом. Недаром и Писание эти вещи связывает воедино, говоря, что главная заповедь – это заповедь о любви к Богу и человеку, соединяя любовь к Богу и к человеку в одно. И думаю, что неверующие человек, который сможет поверить в другого человека, то у него есть большой шанс поверить и в Бога. И наоборот, верующий в Бога, который не обретет веры в человека, в конце концов потеряет и веру в Бога.